Формирование профессиональной направленности курсантов вуза ФСБ России пограничного профиля в процессе обучения иностранному языку

Год:  2009
Автор научной работы:  Колотуша, Елена Эдуардовна
Ученая cтепень:  кандидат педагогических наук
Место защиты диссертации:  Москва
Код cпециальности ВАК:  13.00.02
Специальность:  Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Количество cтраниц:  211
Оглавление диссертации
кандидат педагогических наук Колотуша, Елена Эдуардовна

Введение.

Глава 1. Теоретическое обоснование возможности формирования профессиональной направленности курсантов в процессе обучения иностранному языку.

1.1. Сущность и'содержание понятия «профессиональная направленность» личности обучаемого.

1. 2.Специфика лингвистической подготовки курсантов - пограничников.32 1.3. Педагогические условия формирования профессиональной направленности курсантов в процессе обучения иностранному языку.

Глава 2. Методика формирования профессиональной направленности курсантов в процессе обучения иностранному языку.

2. 1. Методическая модель организации профессионально-направленного процесса обучения иностранному языку курсантов.

2. 2. Критерии сформированности профессиональной направленности и содержание этапов экспериментального исследования.

2. 3. Результаты эксперимента.

2. 4. Методические рекомендации реализации профессиональнонаправленного обучения иностранному языку курсантов.
Введение диссертации (часть автореферата)
кандидат педагогических наук Колотуша, Елена Эдуардовна, 2009 год, Москва

Актуальность исследования определяется тем, что современные инновационные процессы в обучении, методический плюрализм создали беспрецедентные возможности для обучения иностранному языку, наращиванию профессиональной культуры специалиста. Участие России в Болонской конвенции предъявляет высокие требования к владению иностранным языком в современных условиях. Сложность переходного периода в развитии нашего государства, масштабность и острота возникающих в современном мире социальных, культурных и экономических проблем обуславливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки образованных офицеров с новым образом мышления, осознающих свое предназначение, профессионально мобильных, обладающих фундаментальными знаниями, готовых к самостоятельному и качественному решению военно-профессиональных задач. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования профессиональной компетентности военных специалистов является одной из главных на современном этапе.

Вхождение в 2003 году Пограничной службы в состав ФСБ России потребовало реорганизации системы профессионального обучения в учебных заведениях пограничного профиля с целью улучшения качества подготовки служащих ФСБ, обеспечивающих национальную безопасность в пограничной сфере, поэтому иностранный язык стал одним из приоритетных предметов в вузовской подготовке. Владение иностранным языком выступает как личностное качество, как способность специалиста устанавливать контакт для передачи и аккумулирования информации различными средствами.

Одним из критериев качества профессиональной подготовки специалистов в той или иной области выступает профессиональная направленность. Профессиональное обучение - это важнейший этап подготовки пограничных кадров. Оно осуществляется в вузах пограничного профиля. За время учёбы курсанты получают профессиональную квалификацию, изучая большое количество общих и специальных дисциплин, необходимых для становления личности: гуманитарные и социально-экономические, математические и естественнонаучные, общепрофессиональные, а также дисциплины базовой и военной подготовки. Мы исходим из того, что преподавание всех общеобразовательных дисциплин в вузе пограничного профиля (включая иностранный язык) имеет смысл лишь в том случае, если ставится цель средствами дисциплины подготовить курсантов к будущей служебно-пограничной деятельности, сформировать высокий уровень направленности на пограничную профессию. Мы обусловливаем это тем, что ведущей социальной функцией личности пограничника является служебно-пограничная деятельность, а профессиональная направленность - важная сторона этой личности.

Практический педагогический опыт показывает, что большинство преподавателей иностранного языка не уделяют достаточного внимания целенаправленному формированию профессиональной направленности при обучении иностранному языку или же делают это спонтанно на завершающем этапе языковой подготовки. Вместе с тем иностранный язык может играть немаловажную роль в развитии адекватных представлений о профессии, а также личностных качеств, навыков и умений, обеспечивающих эффективность профессиональной подготовки уже на начальном этапе обучения в вузе. Специфика этой дисциплины, проявляющаяся в том, что иностранный язык выступает одновременно целью и средством обучения, в беспредметности, беспредельности и в неоднородности, может выступать средством формирования профессиональной направленности курсантов.

Реализация коммуникативно-познавательной и культурообразующей функций языка способствует преодолению культурного барьера в профессиональном общении, обеспечивает самостоятельное профессиональное развитие через поиск, выбор и обработку профессионально значимой информации.

Организация иноязычного обучения на основе личностно-деятельностного подхода, профессиональных ситуаций способствует внедрению в учебный процесс технологии диалога, развитию у курсантов умений взаимодействовать с педагогом и друг с другом, ставить цели, соотносить и подчинять задачи для их достижения.

Потребность общества в высоко квалифицированных офицерах, обеспечивающих безопасность в сфере охраны границ, ставит задачу конкретизации профессионально-ориентированной компоненты содержания иноязычного обучения, отбора профессиональных ситуаций для его организации, а также разработки моделей взаимоотношений курсантов друг с другом, с преподавателем с целью повышения их уровня уже на начальном этапе и в течение всего процесса обучения иностранному языку. Мы считаем, что таким образом создаются все условия для развития интереса к пограничной службе, осознания её смысла и общественной значимости, формирования духовно-нравственных ценностей, мировоззрения, коммуникативной компетенции.

Анализ научной литературы показывает, что проблеме направленности личности и её производной профессиональной направленности посвящено большое количество исследований. Наибольший вклад в понимание сущности понятия внесли C.JI. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, B.C. Мерлин, К.К. Платонов, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалёв, В.Н. Мясищев, С.И. Архангельский, Л.И. Божович, М.З. Неймарк и др.

Проблема формирования профессиональной направленности будущих педагогов рассматривается в трудах Н.В. Кузьминой, А.А. Деркача, П.А. Шавира, А.Т. Колденковой, Т.Г. Шарухиной, А.Н. Сендера, А.П. Сейтешева,

А.Б. Каганова и др. Большой вклад в исследование военно-профессиональной направленности внёс А.В. Барабанщиков.

Существенный вклад в разработку технологий обучения иностранному языку обучающихся в вузе внесли отечественные и зарубежные специалисты в области дидактики: И. Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Р.П. Мильруд, Е.С. Полат, О.Г. Поляков, Г.В. Сороковых, Ch.Livingstone, N. Norris, J.Richards, Е.М. Rodgers, Ch. Velde и др.

В условиях возрастания требований к военнослужащему, его готовности и способности самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных профессиональных задач, предвидеть возможные изменения, мыслить и действовать на опережение цели высшего военного образования не сводятся к подготовке узких специалистов для конкретной области действия. В качестве предметной составляющей такой подготовки особый интерес для исследователя представляет лингвистическая подготовка курсантов. Применительно к курсантам вузов пограничного профиля проблема формирования профессиональной направленности средствами учебной дисциплины «Иностранный язык» специально не исследовалась, поэтому есть необходимость в научных рекомендациях по её формированию в процессе иноязычного обучения.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что существует противоречие между потенциальными возможностями учебной дисциплины «Иностранный язык», с одной стороны, и отсутствием в процессе иноязычной подготовки курсантов научно обоснованных педагогических условий, способствующих эффективному и целенаправленному формированию основ профессионализма уже на начальном этапе обучения, с дугой стороны.

Нами предпринята попытка теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность формирования у курсантов вузов пограничного профиля профессиональной направленности при условиях включения её в практические цели занятий, использования профессиональнонаправленного языкового учебного материала, организации учебной и внеучебной работы на основе профессиональных ситуаций, а также моделирования взаимоотношений. Среди исследований по проблеме формирования профессиональной направленности данная тема не являлась предметом специального исследования. Это и обусловило наш выбор.

Проблема исследования состоит в формировании профессиональной направленности курсантов в ходе лингвистической подготовки, в определении и научном обосновании педагогических условий, способствующих эффективности и целенаправленности этого процесса.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки будущих пограничников в рамках практического занятия по иностранному языку.

Предмет исследования - методика профессионально-направленного обучения иностранному языку курсантов вуза ФСБ России пограничного профиля.

Цель диссертационного исследования - разработать теоретические и практические аспекты методики профессионально-направленного обучения иностранному языку курсантов вуза ФСБ России пограничного профиля.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс формирования профессиональной направленности курсантов в ходе обучения иностранному языку будет проходить более успешно, если:

• рассматривать формирование профессиональной направленности в качестве целевой установки практических занятий по иностранному языку;

• использовать профессионально-направленное содержание языкового учебного материала;

• организовывать учебную и внеучебную языковую деятельность на основе профессиональных ситуаций;

• моделировать систему взаимоотношений в воинском коллективе по вертикали «преподаватель - курсант», по горизонтали «курсант - курсант».

В соответствии с проблемой, предметом и объектом исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание понятия «профессиональная направленность» личности обучаемого.

2. Выявить специфику лингвистической подготовки курсантов вуза ФСБ России пограничного профиля.

3. Обосновать педагогические условия формирования профессиональной направленности курсантов в процессе изучения иностранного языка.

4. Разработать методическую модель и методические рекомендации по организации профессионально-направленного процесса обучения иностранному языку курсантов вуза ФСБ России пограничного профиля.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели профессионально-направленного обучения иностранным языкам курсантов вуза ФСБ России пограничного профиля.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам, представленные в работах по теории и методике профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам (A.JI. Бердичевский, Т.А. Бударина, О.О. Смирнова, О.Р. Бондаренко, Г.В. Сороковых, Т. Hutchinson, A. W