Формирование профессиональной направленности курсантов вуза ФСБ России пограничного профиля в процессе обучения иностранному языку
Год: 2009
Автор научной работы: Колотуша, Елена Эдуардовна
Ученая cтепень: кандидат педагогических наук
Место защиты диссертации: Москва
Код cпециальности ВАК: 13.00.02
Специальность: Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Количество cтраниц: 211
Оглавление диссертации
кандидат педагогических наук Колотуша, Елена Эдуардовна
Введение.
Глава 1. Теоретическое обоснование возможности формирования профессиональной направленности курсантов в процессе обучения иностранному языку.
1.1. Сущность и'содержание понятия «профессиональная направленность» личности обучаемого.
1. 2.Специфика лингвистической подготовки курсантов - пограничников.32 1.3. Педагогические условия формирования профессиональной направленности курсантов в процессе обучения иностранному языку.
Глава 2. Методика формирования профессиональной направленности курсантов в процессе обучения иностранному языку.
2. 1. Методическая модель организации профессионально-направленного процесса обучения иностранному языку курсантов.
2. 2. Критерии сформированности профессиональной направленности и содержание этапов экспериментального исследования.
2. 3. Результаты эксперимента.
2. 4. Методические рекомендации реализации профессиональнонаправленного обучения иностранному языку курсантов.
Введение диссертации (часть автореферата)
кандидат педагогических наук Колотуша, Елена Эдуардовна, 2009 год, Москва
Актуальность исследования определяется тем, что современные инновационные процессы в обучении, методический плюрализм создали беспрецедентные возможности для обучения иностранному языку, наращиванию профессиональной культуры специалиста. Участие России в Болонской конвенции предъявляет высокие требования к владению иностранным языком в современных условиях. Сложность переходного периода в развитии нашего государства, масштабность и острота возникающих в современном мире социальных, культурных и экономических проблем обуславливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки образованных офицеров с новым образом мышления, осознающих свое предназначение, профессионально мобильных, обладающих фундаментальными знаниями, готовых к самостоятельному и качественному решению военно-профессиональных задач. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования профессиональной компетентности военных специалистов является одной из главных на современном этапе.
Вхождение в 2003 году Пограничной службы в состав ФСБ России потребовало реорганизации системы профессионального обучения в учебных заведениях пограничного профиля с целью улучшения качества подготовки служащих ФСБ, обеспечивающих национальную безопасность в пограничной сфере, поэтому иностранный язык стал одним из приоритетных предметов в вузовской подготовке. Владение иностранным языком выступает как личностное качество, как способность специалиста устанавливать контакт для передачи и аккумулирования информации различными средствами.
Одним из критериев качества профессиональной подготовки специалистов в той или иной области выступает профессиональная направленность. Профессиональное обучение - это важнейший этап подготовки пограничных кадров. Оно осуществляется в вузах пограничного профиля. За время учёбы курсанты получают профессиональную квалификацию, изучая большое количество общих и специальных дисциплин, необходимых для становления личности: гуманитарные и социально-экономические, математические и естественнонаучные, общепрофессиональные, а также дисциплины базовой и военной подготовки. Мы исходим из того, что преподавание всех общеобразовательных дисциплин в вузе пограничного профиля (включая иностранный язык) имеет смысл лишь в том случае, если ставится цель средствами дисциплины подготовить курсантов к будущей служебно-пограничной деятельности, сформировать высокий уровень направленности на пограничную профессию. Мы обусловливаем это тем, что ведущей социальной функцией личности пограничника является служебно-пограничная деятельность, а профессиональная направленность - важная сторона этой личности.
Практический педагогический опыт показывает, что большинство преподавателей иностранного языка не уделяют достаточного внимания целенаправленному формированию профессиональной направленности при обучении иностранному языку или же делают это спонтанно на завершающем этапе языковой подготовки. Вместе с тем иностранный язык может играть немаловажную роль в развитии адекватных представлений о профессии, а также личностных качеств, навыков и умений, обеспечивающих эффективность профессиональной подготовки уже на начальном этапе обучения в вузе. Специфика этой дисциплины, проявляющаяся в том, что иностранный язык выступает одновременно целью и средством обучения, в беспредметности, беспредельности и в неоднородности, может выступать средством формирования профессиональной направленности курсантов.
Реализация коммуникативно-познавательной и культурообразующей функций языка способствует преодолению культурного барьера в профессиональном общении, обеспечивает самостоятельное профессиональное развитие через поиск, выбор и обработку профессионально значимой информации.
Организация иноязычного обучения на основе личностно-деятельностного подхода, профессиональных ситуаций способствует внедрению в учебный процесс технологии диалога, развитию у курсантов умений взаимодействовать с педагогом и друг с другом, ставить цели, соотносить и подчинять задачи для их достижения.
Потребность общества в высоко квалифицированных офицерах, обеспечивающих безопасность в сфере охраны границ, ставит задачу конкретизации профессионально-ориентированной компоненты содержания иноязычного обучения, отбора профессиональных ситуаций для его организации, а также разработки моделей взаимоотношений курсантов друг с другом, с преподавателем с целью повышения их уровня уже на начальном этапе и в течение всего процесса обучения иностранному языку. Мы считаем, что таким образом создаются все условия для развития интереса к пограничной службе, осознания её смысла и общественной значимости, формирования духовно-нравственных ценностей, мировоззрения, коммуникативной компетенции.
Анализ научной литературы показывает, что проблеме направленности личности и её производной профессиональной направленности посвящено большое количество исследований. Наибольший вклад в понимание сущности понятия внесли C.JI. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, B.C. Мерлин, К.К. Платонов, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалёв, В.Н. Мясищев, С.И. Архангельский, Л.И. Божович, М.З. Неймарк и др.
Проблема формирования профессиональной направленности будущих педагогов рассматривается в трудах Н.В. Кузьминой, А.А. Деркача, П.А. Шавира, А.Т. Колденковой, Т.Г. Шарухиной, А.Н. Сендера, А.П. Сейтешева,
А.Б. Каганова и др. Большой вклад в исследование военно-профессиональной направленности внёс А.В. Барабанщиков.
Существенный вклад в разработку технологий обучения иностранному языку обучающихся в вузе внесли отечественные и зарубежные специалисты в области дидактики: И. Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Р.П. Мильруд, Е.С. Полат, О.Г. Поляков, Г.В. Сороковых, Ch.Livingstone, N. Norris, J.Richards, Е.М. Rodgers, Ch. Velde и др.
В условиях возрастания требований к военнослужащему, его готовности и способности самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных профессиональных задач, предвидеть возможные изменения, мыслить и действовать на опережение цели высшего военного образования не сводятся к подготовке узких специалистов для конкретной области действия. В качестве предметной составляющей такой подготовки особый интерес для исследователя представляет лингвистическая подготовка курсантов. Применительно к курсантам вузов пограничного профиля проблема формирования профессиональной направленности средствами учебной дисциплины «Иностранный язык» специально не исследовалась, поэтому есть необходимость в научных рекомендациях по её формированию в процессе иноязычного обучения.
Исходя из вышесказанного, очевидно, что существует противоречие между потенциальными возможностями учебной дисциплины «Иностранный язык», с одной стороны, и отсутствием в процессе иноязычной подготовки курсантов научно обоснованных педагогических условий, способствующих эффективному и целенаправленному формированию основ профессионализма уже на начальном этапе обучения, с дугой стороны.
Нами предпринята попытка теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность формирования у курсантов вузов пограничного профиля профессиональной направленности при условиях включения её в практические цели занятий, использования профессиональнонаправленного языкового учебного материала, организации учебной и внеучебной работы на основе профессиональных ситуаций, а также моделирования взаимоотношений. Среди исследований по проблеме формирования профессиональной направленности данная тема не являлась предметом специального исследования. Это и обусловило наш выбор.
Проблема исследования состоит в формировании профессиональной направленности курсантов в ходе лингвистической подготовки, в определении и научном обосновании педагогических условий, способствующих эффективности и целенаправленности этого процесса.
Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки будущих пограничников в рамках практического занятия по иностранному языку.
Предмет исследования - методика профессионально-направленного обучения иностранному языку курсантов вуза ФСБ России пограничного профиля.
Цель диссертационного исследования - разработать теоретические и практические аспекты методики профессионально-направленного обучения иностранному языку курсантов вуза ФСБ России пограничного профиля.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс формирования профессиональной направленности курсантов в ходе обучения иностранному языку будет проходить более успешно, если:
• рассматривать формирование профессиональной направленности в качестве целевой установки практических занятий по иностранному языку;
• использовать профессионально-направленное содержание языкового учебного материала;
• организовывать учебную и внеучебную языковую деятельность на основе профессиональных ситуаций;
• моделировать систему взаимоотношений в воинском коллективе по вертикали «преподаватель - курсант», по горизонтали «курсант - курсант».
В соответствии с проблемой, предметом и объектом исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «профессиональная направленность» личности обучаемого.
2. Выявить специфику лингвистической подготовки курсантов вуза ФСБ России пограничного профиля.
3. Обосновать педагогические условия формирования профессиональной направленности курсантов в процессе изучения иностранного языка.
4. Разработать методическую модель и методические рекомендации по организации профессионально-направленного процесса обучения иностранному языку курсантов вуза ФСБ России пограничного профиля.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели профессионально-направленного обучения иностранным языкам курсантов вуза ФСБ России пограничного профиля.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам, представленные в работах по теории и методике профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам (A.JI. Бердичевский, Т.А. Бударина, О.О. Смирнова, О.Р. Бондаренко, Г.В. Сороковых, Т. Hutchinson, A. Waters, F. Merat, М. Fabre и др.).
Психолого-педагогическую основу исследования составляют работы C.JI. Рубинштейна, А.С. Макаренко, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Е.С. Кузьмина, Н.В. Кузьминой, С.И. Архангельского, B.C. Мерлина, К.К. Платонова, В.Н. Мясищева, Л.И. Божович, В.П. Зинченко, Н.А. Менчинской, Н.Д. Никандрова, В.А. Канн-Калика, Г.Д. Кирилловой, А.А. Деркача. В лингводидактике работы А.А. Леонтьева, Л.В. Щербы, П.М. Якобсона, Г.В. Колшанского, Л.С. Выготского, И.И. Халеевой, И.А. Зимней, Е.И. Пассова, Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, С.Г. Тер-Минасовой, Г.Н.
Дридзе, П.Я. Гальперина, С.К. Фоломкиной, A.JT. Бердичевского, И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение, опрос, контент-анализ, методы психолого-педагогической диагностики, формирующий педагогический эксперимент). Основными видами обсервационных методов, используемых в настоящем исследовании, явились объективное наблюдение, оценивание (рейтинг), метод анализа взаимодействия. Использовались также методы самооценки, тестирования, математические методы обработки собранного материала. Выше перечисленные методы явились составными частями естественного эксперимента в рамках лонгитюдного исследования, который как метод стал основой настоящей работы.
Диссертационное исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (2004 - 2005 гг.) - изучение теории вопроса, обоснование темы и составление плана исследования; накопление теоретического и эмпирического материала, формулирование проблемы и гипотезы исследования, разработка его структуры; обоснование и разработка педагогических условий формирования профессиональной направленности курсантов в процессе обучения иностранному языку и методической модели профессионально-направленного обучения; определение этапов экспериментального исследования.
Второй этап (2005 - 2007 гг.) - проведение констатирующего и формирующего экспериментов; уточнение отдельных содержательных сторон выдвинутых педагогических условий.
Третий этап (2007 - 2008 гг.) - обработка и анализ эмпирических данных формирующего эксперимента; разработка методических рекомендаций по формированию профессиональной направленности курсантов в процессе обучения иностранному языку.
Экспериментальная работа проводилась на базе Голицынского пограничного института ФСБ России с курсантами I - II курсов разных специальностей, изучающих немецкий, английский языки. В ходе диссертационного исследования было проведено анкетирование курсантов первого года обучения Московского и Калининградского пограничных институтов. Эти данные включены в сравнительный анализ констатирующего эксперимента.
Научная новизна данного диссертационного исследования:
- уточнено понятие «профессиональная направленность» будущих офицеров-пограничников, автор рассматривает её как мотивационное образование, которое проявляется в интересе к пограничной службе, осознании смысла и общественной значимости профессии пограничника, духовно-нравственных ценностях, мировоззрении, коммуникативной компетенции;
- раскрыта специфика лингвистической подготовки курсантов-пограничников;
- выявлены педагогические условия формирования профессиональной направленности будущих офицеров-пограничников, которые легли в основу методики профессионально-направленного обучения иностранному языку;
- на основе государственных и ведомственных целей подготовки будущих офицеров-пограничников разработан перечень профессионально важных иноязычных коммуникативных умений курсантов;
- определено профессионально значимое содержание языкового материала, учебных текстов, заданий к ним, тематика устного общения.
- разработан перечень ситуаций для организации учебной и внеучебной деятельности по развитию иноязычных умений общения будущих офицеров-пограничников с иностранцами в сфере охраны границ;
- предложены модели взаимоотношений на занятиях по иностранному языку на уровне «преподаватель - курсант» и «курсант - курсант» как аналоги будущих служебных отношений с командирами и коллегами; экспериментально обоснована эффективность модели профессионально-направленного обучения иностранным языкам курсантов-пограничников.
Теоретическая значимость исследования: - результаты исследования обогащают научные знания о структуре формирования профессиональной направленности курсантов-пограничников, ее роли в становлении личности военного специалиста и месте процесса ее формирования в структуре современного высшего военно-профессионального образования с учетом возможностей дисциплины «Иностранный язык»;
- обоснование и создание педагогических условий по формированию профессиональной направленности курсантов в ходе обучения иностранному языку вносит вклад в развитие теоретических основ методики обучения иностранному языку в неязыковом вузе;
- теоретическое обоснование методической модели формирования профессиональной направленности курсантов-пограничников расширяет образовательные и воспитательные возможности дисциплины "Иностранный язык" в неязыковом вузе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения, выводы, научно-методические рекомендации создают предпосылки для успешного решения проблемы формирования профессиональной направленности курсантов в процессе изучения иностранного языка и могут найти применение в других учебных заведениях системы высшего профессионального образования. Проведена научно-исследовательская работа на базе Голицынского пограничного института ФСБ России, результаты которой внедрены в учебный процесс. Разработаны и внедрены в вузы ФСБ пограничного профиля методические рекомендации по организации учебной и внеучебной языковой деятельности курсантов на основе профессиональных ситуаций, эффективному моделированию взаимоотношений в воинском коллективе на занятиях по иностранному языку. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями иностранных языков вузов пограничного профиля в учебной и внеучебной деятельности с целью формирования профессиональной направленности будущих офицеров-пограничников, начиная с первого курса. Положения, выносимые на защиту:
1. «Профессиональная направленность» будущего офицера-пограничника представляет собой мотивационное образование, которое проявляется в интересе к пограничной службе, осознании смысла и общественной значимости профессии пограничника, духовно-нравственных ценностях, мировоззрении, коммуникативной компетенции.
2. Лингвистическая подготовка курсантов - пограничников осуществляется посредством информирования как процесса сообщения неизвестной информации об известных профессионально-значимых объектах с учётом предметной компетенции обучаемых, что способствует повышению прагматической ценности обучения. Процесс лингвистической подготовки курсантов восполняет дефицит иносоциокультурных профессионально-значимых знаний в составе предметной компетенции обучаемых. Профессионально-направленное обучение иностранному языку курсантов-пограничников способствует профессиональной социализации обучаемых посредством включения их в реальное профессионально-значимое общение.
3. Педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональной направленности курсантов в ходе обучения иностранному языку в вузе пограничного профиля:
1) включение в цели практических занятий по иностранному языку формирование профессиональной направленности;
2) профессионально-направленное содержание языкового учебного материала;
3) организация учебной и внеучебной работы на основе профессиональных ситуаций;
4) моделирование взаимоотношений курсантов на уровнях: «преподаватель- курсант»; «курсант-курсант».
4. Методика профессионально-направленного обучения курсантов складывается из системы определённых способов, таких как: 1) наличие системы упражнений, которая предполагает параллельное формирование всех необходимых навыков и умений и состоит из разработанного перечня ситуаций для организации учебной и внеучебной деятельности по развитию иноязычных умений общения будущих офицеров-пограничников с иностранцами в сфере охраны границ; 2) использование текстов аутентичных статей и систему профессионально и коммуникативно-значимых заданий; 3) применение специальных методических приёмов, позволяющих формировать профессиональную направленность курсантов и способствующих погружению обучаемых в социальные, культурные и учебно-профессиональные проблемы; 4) моделирование взаимоотношений в воинском коллективе по вертикали «преподаватель—курсант», по горизонтали «курсант— курсант».
Объём работы: диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой из них, заключения, библиографии, а также приложений, содержащих анкеты, рисунки, диаграммы, таблицы.
- Подпись автора
Всё уже написано... на https://tihonow.ru