Формирование профессиональной компетентности у слушателей вузов МВД России в процессе обучения иностранному языку.
Год:
1999
Автор научной работы:
Калейник, Нинель Семеновна
Ученая cтепень:
кандидат педагогических наук
Место защиты диссертации:
Санкт-Петербург
Код cпециальности ВАК:
13.00.01
Специальность:
Общая педагогика
Количество cтраниц:
156
Оглавление диссертации
кандидат педагогических наук Калейник, Нинель Семеновна
1. Введение
2. Глава I. Формирование профессиональной компетентности как педагогическая проблема
1.1. Научная разработанность проблемы формирования профессиональной компетентности и основные тенденции ее развития
1.2. Педагогическая характеристика процесса формирования профессиональной компетентности у слушателей при обучении иностранному языку
1.3. Педагогическое руководство формированием профессиональной компетентности
Выводы по I главе
3. Глава II. Экспериментальное исследование процесса формирования профессиональной компетентности у слушателей в процессе обучения иностранному языку
2.1. Этапы исследования процесса формирования профессиональной компетентности
2.2. Критерии оценки сформированности профессиональной компетентности
2.3. Педагогическая система формирования профессиональной компетентности
Выводы по II главе
4. Глава III. Пути совершенствования и самосовершенствования профессиональной компетентности у слушателей
3.1 Активное обучение иностранному языку как мотивацион нал основа формирования профессиональной компетентности
3.2 Индивидуализация обучения как способ активизации формирования профессиональной компетентности
3.3 Совместная групповая деятельность - способ формирова ния профессиональной компетентности
3.4 Выводы по III главе
Введение диссертации (часть автореферата)
кандидат педагогических наук Калейник, Нинель Семеновна, 1999 год, Санкт-Петербург
Актуальность темы диссертационного исследования. Формирование профессиональной компетентности объективно и необходимо связано с проблемой развивающего образования. Основной смысл концепции развивающего образования заключается в переходе от парадигмы воспроизводства принятых стереотипов, необходимых для успешной профессиональной деятельности, к парадигме развития личности, формирования базы для достижения вершин (акмэ) профессионального мастерства.
Главной целью развивающего образования становится формирование творческой личности, подготовленной к продуктивной деятельности в профессиональной области, способной к саморазвитию, самообразованию, адаптации к изменяющимся условиям высокотехнологического общества и, в конечном счете, к максимальной реализации своего творческого потенциала в профессиональной сфере и в жизни.
Собственно компетентность - это некоторая общая способность эффективно действовать в определенных профессиональных ситуациях, основанная на знаниях, опыте, ценностях, приобретенных в процессе обучения и воспитания. Но она не сводится ни к знаниям, ни к умениям и навыкам, хотя, безусловно, содержит эти элементы.
Под компетентностью понимается особая форма организации профессиональных знаний, умений и качеств, обеспечивающая возможность принятия эффективных решений в определенной профессиональной области в различных условиях. Эта особая форма организации предполагает формирование как профессионально важных качеств, так и проявления профессиональной культуры личности.
Проблема формирования профессиональных качеств обучаемых была предметом изысканий в работах по педагогике высшей школы: В.Н. Бессоновой, JI.B. Елисеевой, В.И. Кобыляцкого, Н.В. Кузьминой, Н.Н. Нечаева, М.Д. Никандрова, А.И. Пискунова, А.Е. Соловьева и др. Вопросу влияния направленности личности на формирование профессиональных качеств студентов посвящен ряд специальных работ А.А. Новоселова, JI.H. Румянцевой, JI.A. Ярославовой и др. Идеи, содержащиеся в этих трудах, имеют бесспорную ценность для решения задач подготовки специалиста в вузе. Автором были изучены также работы зарубежных ученых, таких как Айзунк Г., Джамполь-ски Дж., Глассер Р., Гуллксен Г., Изард Кэррол, Карнеги Д., Кемпбелл Д., Стенли Дж. и др., что оказало существенную помощь в исследовании.
Формирование профессиональных качеств является проблемой многогранной и сложной. Учеными различных вузов изучен ряд частных вопросов: А.А. Вербицким - контекстных подход в обучении; В.Я. Кикотем - формирование культуры профессионального общения; В.Я. Слеповым - формирование педагогических качеств; В.А. Якуниным - управление процессом обучения; В.Н. Аксеновой - формирование профессионально-познавательной потребности; В.В. Шарой - активизация познавательной деятельности слушателей; Ю.К. Черновой - формирование ценностных мотивов учения у студентов; И.Н. Черейской - профессиональная самооценка как фактор успешности самообразовательной деятельности и др.
Потребность противостоять негативным социальным факторам активизирует поиск педагогических средств, позволяющих усилить воспитание культуры в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Основы воспитания профессиональной культуры в военной и юридической педагогике разработаны в исследованиях А.Г. Базанова, А.В. Барабанщикова, Л.Ф. Железняка, Н.И. Киряшова, Г.Д. Лукова, B.C. Олейникова, В.Я. Слеггова, В.П. Сальникова, А.Н. Столяренко, Н.Ф. Феденко, В.И. Хальзова, Ф.Т. Юсова, Я.Я. Юрченко й других.
В разных аспектах вопросы профессионально-нравственного воспитания и формирования личности в процессе профессиональной подготовки курсантов рассматривали Н.В. Андреев, П.В. Анасимов, С.П. Безносов, С.П. Бул-денко, Г.А. Витольник, А.В. Гурнак, JI.B. Елисеева, С.Ф. Зыбин, А.Т. Ива-ницкий, П.Г. Пивоваров, А.В. Пономаренко, Н.Н. Силкин, JI.C. Узун, А.Б. Федоров, Ю.А. Шаранов, А.В, Щеглов и другие авторы.
К сожалению, современные вузовские и школьные программы не ориентированы на развитие интеллектуальных качеств, объединяемых показателями компетентности и творчества, до настоящего времени их основной целью остается передача определенного, постоянно увеличивающегося объема знаний и необходимых умений. 1
С учетом состояния исследования проблемы, реальных задач ее развитая и насущных потребностей высшей школы системы МВД на современном этапе выбрана тема настоящего исследования.
Объектом исследования избран процесс профессиональной подготовки слушателей вузов МВД РФ.
Предметом исследования - целенаправленная учебно-воспитательная деятельность преподавательского состава по оптимизации формирования профессиональной компетентности у слушателей вузов МВД РФ.
Цель исследования - выявить и обосновать основные пути и педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности слушателей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние разработки проблемы формирования профессиональной компетентности у слушателей и основные тенденции ее развития.
2. Раскрыть сущность и содержание профессиональной компетентности.
3. Определить этапы исследования формирования профессиональной компетентности у слушателей.
4. Разработать критерии и показатели сформированности профессиональной компетентности у слушателей.
5. На основании проведенного эксперимента обосновать педагогическую систему формирования профессиональной компетентности у слушателей.
6. Определить пути совершенствования и самосовершенствования профессиональной компетентности у слушателей в процессе обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования: формирование профессиональной компетентности у слушателей процесс управляемый и может быть успешным в результате внедрения в учебно-воспитательный процесс специальной педагогической системы, разработанной диссертантом.
Методологической основой исследования послужили системный подход к профессиональной подготовке слушателей и личностяо-деятельностный подход к процессу формирования их профессиональных качеств, а также труды классиков отечественной и зарубежной педагогики Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, A.M. Макаренко, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и др.
Научно-теоретической основой исследования послужили работы следующих авторов, раскрывающих:
- методологию и методику научно-педагогических исследований -Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, Н.В. Кузьминой, B.C. Олейникова, Ю.А. Шаранова и др;
- структуру и функции образовательного процесса - С.И. Архангельского, Т.К. Ахаян, И.Л. Бим, В.И. Гинецинского, Б.Ф. Кваша, О.М. Латышева, С.А. Рассчетиной, В.И. Хальзова, В.А. Якунина и др.
- содержание и психолого-педагогическую сущность профессиональной подготовки - В.Н. Бессоновой, B.JI. Васильева, В.П. Давыдова, А.Т. Иваницкого, В.Я. Кикоть, Н.Ф. Феденко, А.Г. Шестакова, А.В. Щеглова, Я.Я. Юрченко и др.
- педагогические аспекты формирования профессионалных качеств в процессе изучения иностранного языка - Н.А. Ивасюк, И. А. Колесниковой, JI.M. JIann, Н.В. Пустоваловой, Л.Н. Румянцевой, Г.П. Савченко и др.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы и выработка исследовательской концепции; контент-анализ литературы и документации; педагогическое наблюдение; методы опроса (индивидуальные и групповые беседы, анкетирование); проведение констатирующего и формирующего эксперимента, математическая обработка данных исследования.
На защиту выносятся:
1. Авторская концепция профессиональной компетентности у слушателей, под которой понимается особая форма организации профессиональных знаний, умений и качеств, обеспечивающая возможность принятия эффективных решений в определенной профессиональной области в различных условиях.
2. Педагогическая система формирования профессиональной компетентности, которая предполагает диалектическое единство профессионально важных качеств и проявления профессиональной культуры слушателей.
Научная новизна исследования и личный вклад автора:
1. Уточнены теоретические положения, раскрывающие сущность и особенности процесса формирования профессиональной компетентности у слушателей вузов МВД.
2. Раскрыта целостная структура профессиональной компетентности слушателя будущего сотрудника органов внутренних дел.
3. Создана и реализована педагогическая программа формирования профессиональной компетентности у слушателей и разработаны критерии и показатели ее оценки.
4. Выявлены пути совершенствования и самосовершенствования профессиональной компетентности у слушателей.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
1. Предложена педагогическая система формирования профессиональной компетентности в процессе обучения слушателей, которая реально способствует проявлению как профессионально важных качеств, так и профессиональной культуры личности.
2. Определены дидактические средства, способствующие повышению эффективности процесса формирования у слушателей профессиональной компетентности в период вузовского обучения. К этим дидактическим средствам относятся: изменения ролевой позиции слушателя; усиление профессиональной направленности всех преподаваемых дисциплин; способы формирования базовых, творческих изменений.
3. Сформированы теоретические выводы и практических рекомендации, используемые на кафедрах иностранных языков и гуманитарных дисциплин при организации учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России.
Достоверность и обосновайность результатов исследования обеспечены системным подходом к описанию и изучению объекта исследования, строгой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями осуществляемого исследования, реализацией современных методов сбора и обработки материалов, апробации результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Предварительные итоги исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии и кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского юридического института МВД России (1995-1999 гг.). Основные положения диссертационного исследования были представлены на научно-практических конференциях, а также в опубликованных научных работах и учебно-методических разработках автора.
Материалы и методические разработки, опубликованные по теме исследования, используются преподавателями иностранного языка ряда вузов МВД России в учебном процессе. Основной замысел, цели и задачи исследования определили структуру и содержание диссертации, которая включает, введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.
- Подпись автора