Курсы полиглота Тихонова в ПЕРМИ: без домашних заданий, заучивания и таблиц

год основания: 1995

Курсы полиглота Тихонова ОНЛАЙН

научный подход: практично и эффективно

Английский + 7 языков в Перми у полиглота Тихонова Максима Олеговича

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Английский + 7 языков в Перми у полиглота Тихонова Максима Олеговича » Научные статьи » Интеллект = внимание + эмоции. Как вырастить умного ребёнка?


Интеллект = внимание + эмоции. Как вырастить умного ребёнка?

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Интеллект = внимание + эмоции.
Как вырастить умного ребёнка?

Откуда берётся интеллект? Врождённое и приобретённое, гены и среда, что-то от природы и что-то от воспитания. Всё это - лишь последовательное деление целого на две части, так люди рассуждали много столетий. Здоровый малыш является в мир с удивительным инструментом - мозгом. А мозг, это - набором нейронов. При рождении в коре головного мозга только несколько процентов нейронных связей от того количества, которое там будет потом. К десяти месяцам этих связей в коре мозга у малыша будет в несколько раз больше, чем у взрослого человека. Куда же это потом девается? Почему отмирают нейронные связи? Эксперименты над детёнышами животных показали, что количество нейронных связей зависит от опыта и условий реальной жизни. Если детёныша растили в "домике" с вертикальными полосками, в его зрительной коре исчезали нейроны, ответственные за горизонтальные объекты. Мозг запоминает только то, что нужно для реально поступающей информации, а если какой-то информации нет, если обрабатывать нечего, устройство пропадает. Внешнее влияние можно сравнить со скульптором, который из первоначального излишка нейронных связей высекает, как резцом, наше «я», но такое сравнение не очень правильное. Правильнее будет сказать: хочешь иметь – используй. Ведь "владеть" и "пользоваться" – это совсем неодинаковые понятия..
...
Эти же учёные утверждают, что нейронные цепи не обрабатывают всё сразу. В то время, пока обрабатывается одно, другое откладывается. Если какая-то информация "одерживает победу" в битве за "нейронный ресурс", у обрабатывающего её аппарата увеличиваются шансы сохраниться при утрате его функций в процессе эволюции организма. Внимание, плохие и хорошие эмоции, общее состояние организма – всё это является основными "переключателя" потоков информации, и именно этими "переключателями", в основном,  интересуются учёные во всём мире. Именно внимание, плохие и хорошие эмоции, общее состояние организма – всё это является основными факторами определяющими умственное развитие маленького человека. И вот тут возникает вопрос: что из всего этого наследуемо, а что нет?
...
Многолетние исследования нескольких десятков (!) близнецов российскими учёными, у которых регулярно измеряли умственные способности (1 год жизни, 2, 5 и так далее, до 19 лет), показали, что: начиная с третьего или даже со второго года мыслительные способности, измеренные в разных возрастах, очень хорошо взаимосвязаны. То есть те, кто был умницей в 2 года, тот будет сообразительным и в 6 лет, и в 19, и далее. Всё это, потому, что вклад генов в уровень умственных способностей с годами растет. Также изучали разлучённых близнецов, оценивали их мыслительные способности и умственные способности их приёмных и биологических родителей. Со временем дети становились интеллектуально всё больше похожими на своих родных родителей. (Важно отдавать себе отчёт, что речь идёт только об умственных способностях, а не обо всей жизни, которая гораздо многообразнее интеллектуальной.)
...
Взаимосвязь по уровню интеллекта существует лишь после 2 лет. Между младенчеством и всеми остальными возрастами есть серьёзный разрыв: уровень умственных способностей младенца никак не связан с дальнейшими оценками его интеллекта в другом возрасте.
...
Умственные способности малыша обычно измеряют с помощью сенсомоторных тестов — шкал Бейли, которые сводят большое количество показателей в общий итог. Швейцарский психолог Жан Пиаже когда-то выделил в формировании интеллекта сенсомоторную фазу и полагал, что от того, как она пройдёт, обязаны зависеть и последующие фазы. Обязаны то они, обязаны, но… не зависят! Нестыковка получается. Вероятно, может учёные не правильно как-то всё это измеряёт? Может быть, интеллект, который оценивается в младенческом возрасте, содержит совсем другие психические функции, чем те, которые оцениваются в тестах на интеллект в более позднем возрасте? Учёным стало интересно: а можно ли померить что-то другое, что лежит в основе интеллекта у младенцев.
...
В научных трудах по, так называемому, ориентировочному рефлексу "что это такое?", которые появились в 2006 году, итоговое взаимодействие всё ещё было очень слабым. Этот рефлекс появляется в ответ на какое-то явление, появляющееся в жизни младенца впервые, и угасает при вторичных появлениях того же явления, то есть при привыкании. Учёные-физиологи, предположили, что эти взаимодействия могли возникать не потому, что скорость привыкания отражает скорость обработки информации, а потому, что у тех малышей, которые быстрее привыкали, было лучше внимание: способность сосредоточиться на явлении. Это же, всё таки, ляльки, пойди пойми, куда они смотрят. Те из них, которые "лучше смотрели на явление" — то есть те, у которых внимание было выше, — именно они и привыкали к явлению быстрее и имели оценки интеллекта повыше.  Интересное предположение, но можно ли его как-то доказать? Как измерить внимание? И что оно вообще такое? И тут учёные догадались: можно измерить внимание на первом году жизни!  Электрические процессы в мозге очень точно отражают внимание. На энцефалограмме видно, когда идёт нефильтрованный поток ощущений, потому что при нём теряются связи между нейронными цепочками: каждая группа нейронов в коре занята своим делом. Ритм появляется, когда информационный поток начинает фильтроваться. Фильтрацией занят особый узел в мозге, таламус, куда, как в, своего рода, пропускник, поступает вся информация, прежде чем поступить в кору. Но зачем мозгу эта задержка? Но внимание, как обнаруживают аппаратные обследования мозга, — это достаточно сложный, разнородный процесс. Вначале какое-либо явление возбуждает увеличенный совокупный уровень нейронного возбуждения, далее это возбуждение создаёт сеть нейронных каналов при помощи какого-то регулирующего устройства. Как раз эту роль — регулятора, фильтра, отбирающего, по какому каналу информация пойдёт в кору, а какие каналы будут при этом отчасти выключены как неактуальные для обработки этого явления, — и играет таламус. Колебания и движения больших групп нейронов начинают синхронизироваться, то есть ритм в ЭЭГ возникает, только когда информационный поток частично выключен, отфильтрован. Например, если в соматосенсорной коре мы видим хороший мю-ритм, значит, в этот момент глубина зрительного внимания велика, а двигательная система отдыхает. Такой же соматосенсорный ритм будет у замершей кошки, которая следит за мышью, у любого животного... и у младенца тоже. Вот его-то, мю-ритм при зрительном внимании, мы и стали изучать и получили великолепную взаимосвязь с поведением.
...
У младенцев с выраженным мю-ритмом длительность общего внимания, вызванного явлением, гораздо выше. Это потом, когда учёные исследовали этих же детей в пятилетнем возрасте, они и по темпераменту оказались очень пластичные: менее возбудимые, способные длительное время сохранять внимание. А у малышей, у которых не было этих ритмов, внешнее возбуждение инициировало абсолютную и повсеместную десинхронизацию: общее возбуждение, которое никак не регулировалось и не самоорганизовывалось. В пятилетнем возрасте родители отмечали у таких детей трудности с вниманием и усидчивостью, импульсивность.
...
Однако взаимосвязи этой нейронной, невидимой со стороны, возбудимости с интеллектом учёные не нашли; нет взаимосвязи с интеллектом у возбудимость и в пятилетнем возрасте. Таким образом,  вопрос о вкладе внимания в интеллект остался открытым.
...
К вопросу о наследуемых и средовых факторах интеллекта. В отличие от многих других параметров энцефалограммы младенцев, которые просто наследуемы, тета-ритм (уровень эмоционального возбуждения, короче – эмоции)  как раз оказался сильно зависящим от факторов общей среды, то есть той среды, которая была одинаковой для обоих близнецов в паре. Учёным стало интересно, от каких собственно? Может быть, внутриутробных? Проверили, вроде - нет. Потом российским учёным пришла в голову мысль: «Давайте посмотрим, у каких близнецов есть бабушки, а у каких нет. У одинокой мамы мало времени на общение с близнецами остаётся, ей всю домашнюю работу надо самой делать. Если в семье есть бабушка — другое дело. В такой семейной ситуации у взрослых больше возможностей поиграть и позаниматься с детьми. Будет ли это деление взаимодействовать с различиями между детьми по уровню эмоций (в тета-ритме)?»
...
Так российские учёные открыли "секрет бабушки" — статистически доподлинно и верно. У младенцев, с которыми занимались бабушки, тета-ритм в состоянии внимания был проявлен больше и само внимание удерживалось лучше, потому что они его "тренировали". Эти дети больше, чаще и глубже взаимодействовали с разными аспектами жизни: людьми, явлениями и предметами. Внимание — это весьма тренируемая вещь, внутренней сосредоточенности можно обучить. Мы же знаем, как это важно, когда от умения сохранять внимание зависит не просто способность человека решать задачки, а вообще всё: общий результат его деятельности.

Подпись автора

Мой любимый форум: http://tihonow.ru

+1

2

Интеллект = внимание + эмоции. Как вырастить умного ребёнка?

0


Вы здесь » Английский + 7 языков в Перми у полиглота Тихонова Максима Олеговича » Научные статьи » Интеллект = внимание + эмоции. Как вырастить умного ребёнка?